ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Aug. 18, 2025

Аляска-свистопляска

Рейтинг: 0

Автор: Руслан Горевой. Наша Версия

Воистину, за сотню лет в большой политике меняется всё – но не меняется ничего. Москва и Вашингтон вроде как неизменно на ножах в глобальном противостоянии, но то они нам строят заводы и фабрики, как в 20–30-х годах, то мы им уран для атомных электростанций обогащаем, как в последние 30 лет. И в космосе даже не то что запросто уживаемся – тесно сотрудничаем более полувека.

Российско-американский саммит на Аляске чем-то сродни космическому эксперименту «Союз» – «Аполлон». Круглая дата месяц назад была, кстати, ровно полвека прошло. Стыковка в космосе знаменовала рабочий контакт двух сверхдержав на Земле – с американскими мультиками по телевизору и голливудскими фильмами в кинотеатрах, «пепси-колой» и сигаретами «Союз Аполлон» от американской компании «Филип Моррис» в открытой продаже. Для СССР это было невиданно и неслыханно. А началось ещё раньше, с поездки генсека Никиты Хрущёва за океан и с американской выставки на ВДНХ в 1959 году. За оттепелью при Никсоне, Форде и Картере случилось резкое похолодание – при Рейгане, но через несколько лет наши страны вновь нашли общий язык. Вот и сейчас Аляска – верстовой столб на столбовой дороге, знаковая отметка. Не больше, но и не меньше. Никаких документов по итогам встречи подписывать не планируется, сообщили в Кремле. В том-то и дело, что речь в данном случае не о бумажках. Буква вторична, гораздо важнее дух происходящего.

Арктика растопит лёд

Две группы высоких переговорщиков: от России – Путин, Лавров, Белоусов, Силуанов, Ушаков и Дмитриев, от США – Трамп, Вэнс, Рубио, Бессант и Уиткофф. Это именно переговоры на высшем уровне, выше – некуда. Да, а где Келлог? Он же вроде как главный американский переговорщик по Украине? Келлога не позвали, потому что Украина на нынешних переговорах – дело шестнадцатое. Что бы там ни говорил Дональд Трамп во время публичных выступлений.

Первый пункт обсуждения – северный транспортный коридор. В феврале, в ходе поездки за океан спецпредставителя президента России Кирилла Дмитриева детали вроде бы обсудили и обо всём договорились, однако случилась пробуксовка. У американцев «подвисли» Канада с Гренландией. Трамп, по-видимому, несколько переоценил собственный внешнеполитический вес, когда обозначил концепцию двустороннего российско-американского управления арктическим транзитом. О чём договариваться, если за Канадой и Данией – Британия и Евросоюз, но их, по сути, не принимают в расчёт их сюзерены из США? С российской стороны дела, признаться, тоже, увы, не блестящи. Известно, что американцы желали бы арендовать российские ледоколы. У нас их порядка полусотни, у американцев с канадцами – по семь единиц. Вашингтон сообщал о планах построить 48 кораблей (в ходе мартовской встречи Трампа с генсеком НАТО Рютте), но это, во-первых, долго, а во-вторых, дорого. Есть и «в-третьих» – свой последний ледокол «тяжёлого» класса, «Полярную звезду», за океаном построили в 1976 году. Среди экспертов бытует мнение, что произошла та же история, что и с обогащением урана – американцы попросту разучились это делать. Утратили технологии. Попытки переоборудовать в полноценный ледокол (речь даже не о строительстве нового корабля!) вспомогательное судно Storis (оно же Aiviq) к августу этого года как бы успехом пока что не увенчались, отмечает президент Арктической общественной академии наук Арсений Митько. Так вот, пока Америка строит свои ледоколы – а северный транзит должен заработать если не сегодня, то завтра, а не через десяток лет, – США хотели «одолжить» у России часть её ледокольного флота. Нет проблем, сообщили из Москвы, явно имея в виду тот факт, что строительство новых российских ледоколов ведётся полным ходом, и нам будет чем заменить те, которые мы одолжим нашим партнёрам. Но, как у нас водится, гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Росморречфлот получил из бюджета 9,2 млрд рублей на постройку двух новых кораблей, но за четыре года не смог их освоить. Строительство не велось, отмечает «Парламентская газета», авансы на 9,2 миллиарда находились без движения. И есть веские основания полагать, что застопорилось строительство не только этих двух ледоколов. И это неприятное открытие могло застать российских переговорщиков врасплох. Тут развилка: американцы нипочём не хотят привлекать к арктической сделке финнов с канадцами. Нам это тоже не на руку. Посмотрим, до чего договорятся в итоге, это действительно важно и увлекательно.

В российской переговорной группе Дмитриев отвечает за Арктику, Ушаков (по имеющейся у нашего издания информации) курирует всё, что связано с ядерной энергетикой. Участие министра обороны Белоусова тоже объяснимо – стабильность арктического транзита гарантирует российско-американское военное присутствие на севере. И Россия, и США его в известной степени обеспечивают: наши базы «Полярная звезда», «Арктический трилистник» и «Северный клевер», американские «Питуффик» и «Форт Уэйнрайт». А ещё – десятки аэродромов и «баз подскока». Но, как видно, возникла необходимость в налаживании более тесного взаимодействия. Речь об этом идёт давно, ещё в первую каденцию Трампа что-то такое намечалось. А то ведь как бывало – построят норвежцы военную базу НАТО в порту Олавсверн, у самой российской границы, а потом прикинут, что обслуживание выходит дороговато, и ищут покупателя, тем паче что и в Брюсселе не против – продавайте! Ну, и продали – а покупатели оказались россиянами. Дело было в конце нулевых годов. Короче говоря, проще обойтись без взаимных сюрпризов. И ещё пару слов об оборонке. И в Москве, и в Вашингтоне рассчитывают перезаключить в перспективе договор о ракетах малой и средней дальности. А еще американское военное ведомство курирует проект подводного железнодорожного тоннеля через Берингов пролив и было бы не против того, чтобы в нём приняли участие коллеги из России. «По поводу этого «прожекта» сразу после Аляски возможен большой шум, – отмечает политолог Максим Жаров. – Чтобы, если потребуется, прикрыть отсутствие реальных результатов по другим вопросам». Но «прожект» продвигает сам Трамп, а американский эксперт Скотт Спенсер разъясняет агентству ТАСС: трансконтинентальная железнодорожная магистраль между Аляской и Чукоткой с ежегодной пропускной способностью до 400 млн тонн – это 3% от общего объёма мировой торговли. Это Панамский канал XXI века! Китайский Великий шёлковый путь и рядом не лежал. Да, а пускать в Арктику китайцев совершенно необязательно, не так ли? Где север – и где Поднебесная?! Расчёт тонкий, конечно, но ведь и наши партнёры из Пекина привыкли раскладывать свои интересы по разным корзинкам. Так чем же мы хуже?

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Other issues View all
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни