ТОП 10 лучших статей российской прессы за Aug. 20, 2025
«Сотка» идет на штурм
Автор: Григорий Кубатьян. Комсомольская Правда. Москва
Легендарной донецкой «самой воюющей» бригаде исполнилось 10 лет. Она брала Марьинку и Волноваху. А сейчас — Красноармейск.
БЕРЕТ И ТЕЛЬНЯШКА
В расположении 110-й гвардейской бригады бросается в глаза библиотека: несколько полок книг от «Старика Хоттабыча» до Плутарха. На стенах мотивирующие цитаты, фотографии, флаги. Здесь же музей НАТОвских трофеев, обожженные автоматы и переносные ракетные установки.
- Иностранная гадость, что мы наколядовали, — с усмешкой кивает в сторону трофеев Марио, он же Роман, замполит 1-го батальона «сотки». Гвардии майор богатырского телосложения и рукопожатия.
Коллекция трофеев была намного больше, но их дарят гуманитарщикам, генералам и всем друзьям бригады, кому интересна военная экзотика. В самой бригаде за 10 лет боев экзотики насмотрелись.
Марио участвовал в создании «сотки». 110-й она стала, когда перешла в подчинение Минобороны России. Первый глава ДНР Александр Захарченко хотел, чтобы у него была своя десантура, ВДВ. «Сотка» так и создавалась — с беретами и тельняшками. А номер 100 означал, что это часть специального назначения.
В 2014-м Марио работал на респектабельной должности директора сети магазинов. Но год оказался переломным.
- Были митинги. Киев отправлял к нам националистов, они завязывали драки, — вспоминает Марио. — Мы ставили блокпосты, чтобы эти «поезда дружбы» до нас не доезжали. А потом город начали обстреливать «градами», и люди пошли в ополчение.
Марио пришёл служить рядовым, но быстро стал офицером. Когда его бригаде вручили боевое знамя, он лично вбил гвоздик в древко.
Захарченко он знал с детства, дружили. И для себя другого пути, кроме военного, не видел.
- У нас так: если у брата проблема, идём помогать. Мы в юности улица на улицу дрались. Закалялись. Учились терпеть, если разбили нос на «войне». Тогда ещё на нашей детской войне…
ИЗ ОГНЯ ДА В РУКОПАШНУЮ
- Вам, как спецназу, дали какое-то особое снаряжение? Была спецподготовка? - интересуюсь я.
- Ничего особенного. Просто мы требовательнее к себе относились. Это дух: умри, но сделай, - объясняет Марио. - Сейчас гусарства немного поубавилось. Воюем не наскоками, а как регулярная армия.
Про «гусарство» Марио рассказывает мало. Что было подвигом 10 лет назад, сейчас почти рутина. Ну, подумаешь, угнали вражеский БМП и на нём воевали. Или раздобыли две «рапиры» - противотанковые пушки снайперской точности. А били из них… навесом, с закрытых позиций, что практически невозможно. Да так ловко били, что за 7 км снаряд в форточку занятого врагом дома забрасывали.
Первое оружие добывали так: подкрадывались к блокпосту врага и закидывали гранатами. Трофеи забирали.
Когда в начале СВО их БМП подбили из американского «джавелина», бойцы выскочили из горящей машины и побежали в рукопашную. Лупить врага за порчу техники.
«Сотка» всегда первой проламывала чужую линию обороны. Так было под Волновахой, где враг годами бетонировал позиции.
- Когда мы услышали, что Путин признал ДНР и начал СВО, у нас такое воодушевление было! Мы так этого ждали! Увидели, что пришли наши братья, - вспоминает Марио. - Тогда мы прошли через укрепы ВСУ как нож сквозь масло. Почти без потерь. Это ведь всё наши родные сёла были, мы детство в них провели. А теперь освобождали их от нацистов.
«Сотка» брала не только Волноваху, но и Марьинку, и Попасную, воевала на Запорожье. Сейчас освобождает Красноармейск (Покровск).
И, по словам Марио, мирные жители встречают их со слезами радости. Потому что свои.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.