ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Апрель 21, 2025

Морской бой

Рейтинг: 0

Автор: Руслан Горевой. Наша Версия

Десятилетиями Россия и Украина не могли поровну поделить рыбу в Азовском море. Договариваться было бесполезно – Киев отчаянно мухлевал с квотами, извлекая баснословную выгоду, а российские рыбаки всякий раз оставались на бобах. Но однажды этот нарыв прорвало. Да и могло ли случиться иначе?

«Конечная цель Путина» в украинском противостоянии – «возродить Российскую империю и вернуть территории, которые сейчас находятся под защитой НАТО», – заявил Владимир Зеленский в интервью CBS News. Надо же, «под защитой НАТО»! А когда распадался Советский Союз, помнится, ни о каком вхождении в Североатлантический альянс прибалтийских республик речь не шла, не говоря уже об Украине. Не было такого уговора, чтобы Запад брал «под защиту» земли Российской империи и СССР. «Чужой земли мы не хотим ни пяди, но и своей вершка не отдадим» – это у нас, россиян, на подкорке. Непонятно, на что Запад рассчитывал, право слово. «Не надейтесь, что, единожды воспользовавшись слабостью России, вы будете получать дивиденды вечно, – мудро изрёк железный канцлер Отто Бисмарк накануне Берлинского конгресса 1878 года. – Русские всегда приходят за своими деньгами. И когда они придут, не надейтесь на подписанные вами иезуитские соглашения, якобы вас оправдывающие. Они не стоят той бумаги, на которой написаны». Цитата считается спорной, но суть нашего подхода в ней схвачена точно и ёмко. Как в Ветхом завете: время разбрасывать камни и время их собирать. Время обнимать и время уклоняться от объятий. И так далее. «Учитывая всё это, я считаю, что ситуация может перерасти в мировую войну», – пугает Зеленский. А может и не перерасти. Главное – чужого нам не надо, нам бы только своё вернуть.

Критически важное Причерноморье

На прошлой неделе Британия и Франция судили-рядили, как им совместно с Украиной отстоять Одессу – Южную Пальмиру Российской империи, построенную императрицей Екатериной Великой. Украденный кус слишком сладок, чтобы бросить его, но и слишком велик, чтобы проглотить. Союзники зашли в тупик, пишет европейская пресса. Французы выступают за переброску в Одесскую область сухопутных войск, а британцы предлагают ограничиться защитой воздушного и морского пространства, то есть поддерживают операцию с моря и с воздуха, справедливо опасаясь действий на суше. При этом «новая Антанта» стремится втянуть в военную авантюру и США, иначе слишком велик риск проигрыша. Примечательно, что историческую память отшибло в равной мере и Парижу, и Лондону. А ведь на их счету как минимум две совместные причерноморские авантюры – 1853–1856 и 1918–1919 годов. Любимый поэт королевы Виктории Альфред Теннисон, казалось, расставил все точки над «ё» в своём стихотворении «Атака лёгкой бригады», живописав кровавую битву под Балаклавой и её печальный для британской короны итог. Оно, кстати, входит в обязательную программу британских средних школ, но, видимо, англичане всё-таки плохо учат уроки.

Ожидалось, что Украина может про­длить военное положение в начале мая, по истечении очередного трёхмесячного срока (хотя бытовало мнение, что продлевать его в этот раз не станут – чтобы провести выборы и покончить таким образом с безвластием в стране). Но Зеленский и Верховная рада неожиданно опередили события, сдвинув голосование на месяц вперёд. С чего вдруг? Есть только одно внятное объяснение: готовящейся франко-британской операции требовалась трёхмесячная фора, временной зазор, необходимый для согласования общей позиции и ввода войск «новой Антанты» в Причерноморье. Находиться ещё целый месяц в подвешенном состоянии, ожидая, продлит рада трёхмесячный срок военного положения или нет, союзники Украины не могли. Это значит, что причерноморскую авантюру могут начать уже в ближайшие недели, если не дни. «Ускоренное голосование за продление военного положения почти за три недели до истечения предыдущего срока Зеленскому было необходимо, чтобы, образно говоря, показать кукиш Трампу, – приводит свои аргументы украинский политолог Константин Бондаренко. – Этим актом Зеленский продемонстрировал, что добиться мира между Украиной и Россией Трампу не удалось». Белый дом, таким образом, вынуждают примкнуть к «новой Антанте», чтобы Лондон и Париж могли действовать активнее и увереннее. «По-моему, это смелость идиота, готового на спор помочиться на высоковольтный кабель», – резюмирует украинский эксперт. Но разве вся готовящаяся причерноморская авантюра «новой Антанты» не смелость идиота? Ввод иностранного контингента в Одесскую область неизбежно повлечёт за собой жёсткую реакцию России – в этом нет ни малейших сомнений. «Западники должны твёрдо усвоить, что Россия крепко стоит на Чёрном море и наши позиции в этом регионе мы не позволим ослабить, – заверил председатель Морской коллегии Николай Патрушев. – И тем более мы не потерпим военно-морского присутствия нечерноморских государств в нарушение Конвенции Монтрё». Эта конвенция регулирует пребывание в черноморском бассейне военных кораблей нечерноморских стран. Если интервенция «новой Антанты» состоится, на конвенции можно будет поставить жирный крест. Анкаре, контролирующей проливы де-юре, это, кстати, вряд ли на руку.

Критическая важность Причерноморья для России обусловлена не только исторической преемственностью. Атаки украинских морских дронов из Очакова оказались проблемой для Черноморского флота. Очевидно, что вопрос британского военного присутствия в Очакове придётся урегулировать хирургически. Военную базу, построенную англичанами накануне СВО, говорят, уже разнесли ракетами в пух и прах, но это ничуть не мешает ВСУ и прикомандированным британским военспецам оперировать оттуда беспилотниками. В советское время на николаевских верфях строили самые большие военные корабли, а сегодня в доке у причала ржавеет крейсер «Украина». Есть расхожее мнение, что российские современные верфи нивелируют острую необходимость в николаевской. Но есть и другое мнение – что построить, скажем, линкор или крейсер в Николаеве выйдет гораздо дешевле и проще, чем где-то ещё. А что касается трёх одесских портов, то с ними дело – труба. Точнее, труба аммиакопровода из Тольятти, выходящая аккурат к Одесскому припортовому заводу, откуда тольяттинский аммиак отправлялся на экспорт. Взаимосвязанная экономическая цепочка, которую не разорвать.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни