Гендерный баланс с финансовым разрывом
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Анна Гальчева.. Ежедневная Деловая Газета Рбк
Женщины в России за последние два года стали больше претендовать на руководящие должности, показало исследование hh.ru. Разрыв в ожидаемых зарплатах между женщинами и мужчинами при этом сохраняется — как для линейных сотрудников, так и для топ-позиций.
Женщины в России за минувшие два года стали претендовать на руководящие должности в большем количестве сфер, показало исследование hh.ru «Женщины на рынке труда 2025: динамика и тенденции», с которым ознакомился РБК. Больше всего женщин-лидеров в сфере управления персоналом, финансах и бухгалтерии.
Также женщины в среднем чаще мужчин получают дополнительное образование и немного превосходят их по знанию иностранных языков. Эксперты сходятся во мнении, что российский рынок труда следует за мировым трендом на женское лидерство.
В КАКИХ ОТРАСЛЯХ БОЛЬШЕ ЖЕНЩИН-РУКОВОДИТЕЛЕЙ
«За последние два года рынок труда стал более сбалансированным: женщины не только закрепились в привычных для себя сферах, но и усилили свои позиции в профессиях, где раньше были не так заметны», — говорит директор по исследованиям hh.ru Мария Игнатова.
Так, в 2023 году доля резюме от женщин, претендующих на руководящие должности, превышала 50% в девяти профессиональных областях: управление персоналом, розничная торговля, наука и образование, медицина и фармацевтика, финансы и бухгалтерия, искусство и массмедиа, административный персонал, маркетинг и реклама, страхование. К 2025 году этот список расширился до 11 профессиональных сфер — добавились индустрия спорта, фитнеса и красоты и юриспруденция (в последней сфере доля женских резюме на руководящие посты на уровне 49–50%).
Количество женских резюме на руководящие позиции в целом коррелирует с долей всех резюме от женщин в этих же сферах. Выше всего доля женщин-претендентов в сфере управления персоналом и тренингов — 82% в целом и 72% на руководящие должности. Далее — уже с серьезным отрывом в плане управленческих амбиций — идут финансы и бухгалтерия (80% резюме в целом и 55% на руководящие посты), наука и образование (78 и 59% соответственно).
В целом доля женщин-руководителей растет, сообщал ранее hh.ru. По данным анализа 2 млн резюме, компания выявила, что в 2024 году более 70% должностей директоров и руководителей отделов по персоналу занимали женщины, за ними же оставались более 60% постов глав юридических департаментов, более 50% постов директоров отделов маркетинга и рекламы, а также финансовых директоров.
Данные hh.ru отражают сдвиг в корпоративной культуре, считает управляющий партнер Kontakt InterSearch Марина Тарнопольская. «Бизнес все чаще ищет не просто управляющего, а лидера, который умеет работать с людьми, управлять изменениями, строить устойчивые команды — и это как раз те зоны, в которых женщины-руководители традиционно сильны», — считает она. По мнению эксперта, можно говорить о постепенном пробивании «стеклянного потолка» — он пока не исчез, но «начал трескаться». «На уровне предприятий разрыв между мужчинами и женщинами-руководителями — всего 5% (речь идет о руководящих должностях типа руководителей структурных подразделений, начальников, главных бухгалтеров и т.п.), но в высшем топ-менеджменте женщин по-прежнему меньше: 35% против 65%. Это не равенство, но движение вперед заметно», — говорит она.
Глобальный тренд на женское лидерство развивается уже порядка десяти лет, в том числе и на российском рынке, солидарен глава HR-агентства iPlace Максим Ручьевский. Ярче всего тенденция, по его словам, проявляется в таких сегментах, как мода и красота, FMCG (потребительские товары) и даже в IT. Многие компании стремятся к многообразию, в некоторых корпорациях в KPI руководителей включены метрики по гендерному лидерству в совете директоров. «Мы в своей практике все чаще видим, что среди компаний-клиентов, включая представителей списка Forbes, женщины выходят на лидирующие роли в производстве и коммерческих функциях, которые ранее традиционно занимали мужчины», — говорит он.
Вместе с тем по-прежнему есть отрасли, где женское присутствие минимально, констатируют аналитики hh.ru. Это, например, добыча сырья (доля женских резюме здесь составляет 27%, а женщин, претендующих на руководящие позиции, — 15%), транспорт и логистика (27 и 24% соответственно), производство (21 и 16%) и в особенности автомобильный бизнес (10 и 3%). Здесь как среди специалистов, так и на уровне руководителей доля женских резюме невысока.
ПОЧЕМУ У ЖЕНЩИН БОЛЬШЕ СТАЖА И ДОПОБРАЗОВАНИЯ
Средний опыт работы примерно одинаков у женщин и мужчин в целом по рынку труда, но существенно различается в случае с руководящими позициями, следует из данных hh.ru. Так, если в целом по рынку у женщин стаж в 2025 году составляет 6,3 года против 6,2 у мужчин, то среди руководителей женщины демонстрируют 13,9 года опыта против 15,8 у мужчин.
Отраслевой разрез показывает, что c точки зрения опыта женщины-руководители ближе всего к мужским показателям стажа в транспорте и логистике, сфере HoReCa, строительстве и недвижимости. Наибольший разрыв — в секторе добычи сырья, IT и на производстве. Количество мест работы за всю историю карьеры у большинства соискателей (как мужчин, так и женщин) за два года не изменилось: две-три компании — у рядовых специалистов и пять-шесть — у руководителей. Продолжительность работы на одном месте также стабильна — в среднем это около 2,6–2,7 года.
Вопреки распространенному мнению, что женщины чаще выпадают из карьеры из-за материнства, данные показывают обратное: в среднем они накапливают сопоставимый или даже больший трудовой стаж, чем мужчины, указывает Тарнопольская. По ее словам, современные женщины быстрее возвращаются в профессию после рождения ребенка, а многие и вовсе не делают длительных пауз. «Однако на уровне руководящих позиций траектория все еще выглядит более сложной. Женщинам часто требуется больше времени, чтобы выйти на тот же уровень ответственности. Конкуренция выше, продвижение требует дополнительных доказательств квалификации, и путь к управленческой роли становится более длинным и ресурсоемким», — отмечает она.
Вместе с тем женщины демонстрируют более высокую карьерную устойчивость: меньше склонны менять отрасль, реже делают резкие шаги. Это, по словам Тарнопольской, «помогает на длинной дистанции, но может замедлять вертикальный рост по сравнению с мужчинами, которые чаще идут на риск или выходят в предпринимательство». Она также обращает внимание на парадокс: мужчины, по данным FinExpertiza, достигают пиковых зарплат на стаже 15–20 лет, а женщины — уже на первом-пятом году в компании, однако у женщин эта «пиковая» зарплата в среднем заметно ниже.
Аналитика hh.ru демонстрирует также рост вовлеченности женщин в дополнительное образование. «Если два года назад его имел 41% женщин-руководителей, то сегодня — уже 49%. В целом же дополнительное образование есть у каждой пятой женщины на рынке труда. Среди мужчин этот показатель в 2025 году составляет 14% (минус 4 процентных пункта за два года)», — говорится в исследовании.
Кроме того, женщины немного опережают мужчин по знанию иностранных языков — в среднем 1,3 языка у первых против 1,2 у вторых.
Проведенное в ноябре 2024 года исследование НИУ ВШЭ об образовательных запросах россиян с высокими доходами (от 200 тыс. руб. в месяц) выявило различия в подходах к обучению в зависимости от пола. Согласно результатам опроса, мужчины предпочитают самостоятельно изучать материал (39% против 30% у женщин), в то время как женщины чаще выбирают структурированные образовательные программы (как разовые мероприятия, так и дополнительное профобразование), а также второе высшее образование. Также есть различия и в запросах на компетенции: у женщин выше потребность в продвинутых компьютерных навыках (24% против 17% у мужчин), тогда как мужчины чаще отмечают дефицит в многозадачности (20% против 13%) и базовых теоретических знаниях (13% против 7%).
Для женщин обучение — это способ преодоления карьерных барьеров и подтверждения своей экспертности, своего рода «карьерный бронежилет», комментирует Тарнопольская. Мужчины же чаще чувствуют себя уверенно в текущей позиции и не видят необходимости что-либо доказывать формально, особенно если карьерный рост для них быстрее или проще, говорит она.
ПОЧЕМУ НЕ СОКРАЩАЕТСЯ РАЗРЫВ В ЗАРПЛАТАХ
Гендерный разрыв в оплате труда по-прежнему сохраняется и «является вызовом», констатирует hh.ru. В 2025 году медианные ожидания женщин остаются ниже мужских как по рынку в целом, так и среди руководителей. «Это значит, что компаниям важно не только говорить о равных возможностях, но и работать над прозрачностью и справедливостью систем оплаты труда», — подчеркивает Игнатова.
Так, в среднем по рынку женщины сегодня рассчитывают на зарплату 58,3 тыс. руб., тогда как мужчины — на 86,8 тыс. руб., разрыв достигает более 30%. Два года назад разрыв был сопоставимым (порядка 29%), медианные ожидания женщин находились на уровне 48 тыс. руб., мужчин — 68 тыс. руб.
Среди руководителей, впрочем, гендерные различия в зарплатных запросах выражены не так сильно. В 2025 году женщины-управленцы указывают в резюме медианные ожидания на уровне 120,2 тыс. руб., а мужчины — 157,3 тыс. руб., разрыв составляет 24%. Два года назад разница была чуть меньше: женщины ожидали 92 тыс. руб., мужчины — 117 тыс. руб. FinExpertiza сообщала со ссылкой на данные Росстата за 2023 год, что зарплаты женщин-руководителей в среднем на 33% ниже мужских, это было максимальным за 11 лет «гендерным разрывом» в трудовых доходах.
Одна из причин сохраняющегося разрыва — так называемый штраф за материнство, когда работодатели закладывают в зарплатные предложения риск перерывов в карьере, говорит Тарнопольская. Кроме того, женщины, по ее оценке, реже торгуются за условия и чаще оценивают себя реалистично, а мужчины чаще исходят из амбиций и роста «наперед».
Ручьевский, напротив, считает, что разрыв в зарплатах — следствие траектории прошлых лет, он не связан с «самооценкой» женщин или «переоценкой» мужчин. «Среди руководителей дольше преобладали мужчины, у них чаще более длинный управленческий трек, опыт работы в разных циклах рынка, развитый нетворк (сеть полезных контактов. — РБК). А именно опыт, компетенции и сеть контактов прямо пропорционально повышают стоимость на рынке», — рассуждает он. Кроме того, по наблюдениям эксперта, женщин-руководителей чаще «растят внутри компании» и зарплатная вилка в таком случае, как правило, ниже, чем при привлечении кандидата с рынка. «Это не связано с недооценкой женщин — это отражение бизнес-логики», — резюмирует он.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.