Вперёд перевоза
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Милана Гаджиева, Мария Колобова. Известия
Сроки доставки грузов из СНГ выросли на две недели - каких стран и товаров это коснулось и могут ли из-за этого повыситься цены
Сроки доставки грузов в Россию через страны СНГ начали расти, выяснили "Известия". Чаще всего задержки отмечают в поставках из Казахстана - там проверки на таможне увеличили путь на 12 дней, в целом он растянулся вплоть до полутора месяцев. Особенно это коснулось электроники и товаров двойного назначения. Контроль также ужесточили на таможне в Армении, Грузии и Киргизии. Бизнес опасается, что это может привести к росту цен. Впрочем, эксперты уверены: компании уже адаптировались к таким ситуациям и критических проблем с ассортиментом не возникнет.
В последнее время поставки из стран СНГ в Россию стали задерживаться из-за усиленных таможенных проверок, рассказали "Известиям" представители бизнеса. Такие проблемы отмечают почти на всех направлениях - при поставках из Казахстана, Грузии, Армении и Киргизии. Без задержек сейчас работает только Белоруссия, рассказал коммерческий директор компании "Импая Рус" Алексей Разумовский.
Особенно ужесточился контроль на границе Казахстана с другими странами - там задержки достигают 5-12 дней, поделилась коммерческий директор Novasmart Ольга Шоалл. Раньше доставка через республику занимала в среднем от 10 до 30 дней, теперь сроки растянулись до полутора месяцев, рассказал "Известиям" основатель Anderida Financial Group Алексей Тараповский.
Таможенные службы Казахстана досматривают почти все грузы, из-за чего среднее время простоя на погранпереходах выросло втрое, рассказал председатель комитета "Деловой России" по транспортной логистике, совладелец и замдиректора ПЭК Вадим Филатов.
В первую очередь задержки касаются поставок электроники, но выборочно затрагивают и другие категории товаров - в том числе автокомпоненты и комплектующие, отметил владелец сети дилерских центров коммерческого транспорта "Альянс Траке" Алексей Иванов. Усиленный контроль также распространился на продукцию двойного назначения (то есть ту, которую могут использовать в военных целях), отметила Ольга Шоалл.
- Особое внимание сейчас уделяется технологической продукции - в условиях дефицита серверов и вычислительной инфраструктуры такие товары могут использоваться и в гражданских, и в военных целях. Поэтому за ними особенно следят. А вот брендовые вещи вроде сумок Gucci или Louis Vuitton как проходили, так и проходят, - пояснил Алексей Разумовский из "Импая Рус".
В пресс-службе ФТС на запрос редакции о том, фиксируют ли там задержки, отметили, что Россия, Казахстан и Армения входят в Евразийский экономический союз и имеют единую таможенную территорию. Однако это не значит, что товары не проходят проверку: при пересечении границы при транзите из третьих стран они могут досматриваться, особенно в случае с продукцией двойного назначения. "Известия" также направили запрос представителям указанных государств.
Задержки на границе с Казахстаном вызваны рядом факторов, отметила Ольга Шоалл из Novasmart. Среди них - усиление контроля со стороны этой республики под давлением западных санкций, резкий рост транзитных потоков через страну (на 30%) в 2024 году, который перегружает инфраструктуру, а также борьба с серыми схемами импорта, включая занижение стоимости товаров.
Действительно, ужесточение контроля может быть связано со стремлением Казахстана усилить внутреннюю таможенную дисциплину и продемонстрировать прозрачность торговых потоков внешним партнёрам, считает Алексей Иванов. При этом, как подчеркнул эксперт, в долгосрочной перспективе серьёзного ухудшения отношений между странами не ожидается - сотрудничество остаётся устойчивым.
Казахстан играет ключевую роль в транзите товаров в Россию - через него проходит до 30-35% поставок в рамках параллельного импорта, включая технику, комплектующие и оборудование из Юго-Восточной Азии, отметил аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. Для сравнения: на Армению приходится до 10% транзита, на Грузию - до 7%, на Белоруссию - около 20-25%.
Схожие оценки приводит и Вадим Филатов из "Деловой России": по его словам, Казахстан обеспечивает 20-30% от общего объёма поставок, что связано с его выгодным географическим положением.
Казахстан остаётся одним из ключевых маршрутов для импорта - особенно автозапчастей, электроники и бытовой техники. По словам владельца сети дилерских центров "Альянс Траке" Алексея Иванова, тем не менее уже постепенно усиливаются альтернативные каналы через Азербайджан, Киргизию и напрямую из Китая.
Бизнес рассматривает альтернативы, но все они сопряжены с новыми логистическими и юридическими издержками, добавил Владимир Чернов из Freedom Finance Global. В качестве дополнительных рабочих направлений он выделил Узбекистан и Туркмению (как транзитные узлы), Турцию (морские поставки через порты Чёрного моря), Грузию (через Поти и Батуми, но с ограничениями по инфраструктуре) и Белоруссию (стабильный, но перегруженный маршрут).
- При этом ужесточение контроля может распространиться и на другие страны. Среди потенциальных кандидатов - Армения, уже усилившая проверку высокотехнологичных товаров, Грузия, находящаяся под давлением западных партнёров, Турция и ОАЭ, где начали возникать сложности с расчётами и перевозками, - считает Владимир Чернов.
Впрочем, сейчас уже активно развиваются новые маршруты. В частности, прорабатывается транспортный коридор "Север - Юг", а Китай в обход Казахстана строит собственную железнодорожную сеть, к которой в перспективе могут присоединиться Киргизия и Узбекистан, отметил вице-президент "Опоры России" Сергей Соколов. При необходимости также возможна переориентация поставок, в том числе через Монголию, благодаря общей протяжённой границе с Россией, добавила доцент кафедры международного бизнеса РЭУ им. Г.В. Плеханова Анастасия Прикладова.
Задержки на таможне сказываются на сроках поставок и могут вызвать временный дефицит в отдельных нишах, особенно в сегменте электроники и автокомпонентов, считает Алексей Иванов. Это, в свою очередь, способно повысить цены для потребителей - удорожание может достигать 10% за счёт роста логистических затрат и снижения оборачиваемости капитала.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.